На главную
Даешь инвестиции!

Антон Белых
11 апреля 2006 года.

Собственники средних и малых предприятий в России не просто смирились с мыслью о том, что бизнес — это товар; они готовы переходить к практическим шагам. Вот тут–то и выясняется, что экономика очень плохо согласуется с психологией. Классические варианты привлечения инвестиций: «хотим, но не можем» и «можем, но не хотим».

«Мы уверены, что наше сотрудничество с иностранным инвестором будет полезным как для обеих сторон, участвующих в сделке, так и для российского рынка недвижимости в целом». Вот так, ни больше ни меньше. Это слова Натальи Коротаевой, коммерческого директора компании «РосЕвроДевелопмент», входящей в консорциум «РосЕвроГрупп». Недавно компания продала 20% акций американскому инвестиционному фонду Moore Capital, причем руководство «РосЕвроДевелопмент» вполне удовлетворено ходом сделки: «Все прошло гладко, никаких трудностей по ходу не возникло». Кроме того, Наталья Коротаева утверждает, что это первый на российском рынке опыт инвестирования в девелоперскую компанию, а не в объект недвижимости.

38% акций «Национальной логистической компании» недавно отошли двум иностранным инвесторам — Citigroup Venture Capital и DTB. 25% акций продала турфирма «Нева» — покупателем выступил частный фонд прямых инвестиций «Квадрига Капитал Россия II». О готовности продать долю в бизнесе «Бизнес–журналу» заявили в банке «Юниаструм», в розничной сети «Ол!Гут», в турфирме Travel.ru, представители компаний «СХолдинг», InfoWatch и многих других.

Горячая тема
23.10
5 октября Владимир Путин поставил перед Правительством РФ, силовыми структурами и региональными властями задачу навести порядок на российских оптовых...

Еще несколько лет назад во многих сегментах российского рынка, где тон задавали частные, в самом что ни на есть прямом смысле слова, компании, информация о том, что кто–то из игроков рискнул поделиться долей в бизнесе с инвестором (финансовым, стратегическим — неважно), как правило, вызывала бурные пересуды. Но сегодня все иначе. Появление инвестора становится если и не рядовым, то уж, по крайней мере, совершенно не уникальным событием. Еще один из инструментов развития бизнеса, только и всего! При этом аналитики уверены, что столичная мода на инвестиции в скором времени должна перекинуться и на регионы. «Российский бизнес развивается высокими темпами, активизируется и работа с инвесторами, в том числе с зарубежными», — говорит заместитель председателя «Деловой России», президент АО «Томмаркет» Денис Молотков.

Не продается

Юрий Игнатишин, mergers.ru: При заемном финансировании берете «чужое» и на время. А при продаже доли в бизнесе отдаете «свое» и навсегда— Мне не нужны инвесторы. Понимаете, не нужны! Клиенты ко мне и так идут, — говорил недавно на крупнейшей мировой выставке достижений информационных технологий CeBIT (Ганновер, Германия) Евгений Касперский. Позвольте, а как же рост, динамика развития, глобальные амбиции, наконец?

— Бизнес «Лаборатории Касперского» всегда приносил прибыль, достаточную для того, чтобы удовлетворить инвестиционные потребности компании, — пояснил «Бизнес–журналу» финансовый директор компании Евгений Буякин.

— Долю в бизнесе на инвестиции я не обмениваю, — не менее определенно высказывается генеральный директор рязанской компании «Фонограф», член правления «ОПОРЫ РОСИИ» Михаил Крылов. Но, позвольте спросить, почему?

Директор и совладелец компании «Камео» Антон Калабин, убежденный противник привлечения инвестиций в любой форме, четко формулирует довольно распространенную позицию: «Выгода инвестора состоит в том, чтобы заработать больше, чем он может получить на процентах. Но какой мне смысл отдавать «больше» ему? Продавать долю в бизнесе можно только в том случае, когда бизнес переоценен (тогда проигрывает инвестор) или когда у собственника есть только идея, и больше ничего — ни предпринимательской компетенции, ни ресурсов. А если ты не обманываешь инвестора, и твой бизнес действительно будет таким успешным, что в него интересно вкладывать, то, выходит, такая корова нужна тебе самому. Проще уж взять кредит, вернуть с процентами, а потом, если требуется, продать 30% бизнеса, но уже по другой цене. Зачем давать инвестиционным банкирам наживаться?»

Внимание: именно здесь проходит первый водораздел между теми, кто готов в обмен на темпы развития и будущие бенефиты поделиться частью своего бизнеса, и теми, кто не пускает инвесторов даже на порог. Ключевое отличие привлечения инвестиций со стороны акционерного, а не заемного капитала состоит в ограниченности и высокой стоимости этого ресурса, — напоминает управляющий директор проекта Mergers.ru Юрий Игнатишин: «При заемном финансировании берете «чужое» и на время. А при продаже доли в бизнесе отдаете «свое» и навсегда».

Впрочем, в этой увлекательной дискуссии о целесообразности привлечения инвестиций не следует забывать о тех предпринимателях, которым пока трудно занять ту или иную позицию по одной простой причине. Они, может быть, и попробовали бы на зуб инвестиционный рубль, да только никто не дает.

Председателю ростовского объединения «Деловой России» Геннадию Ференчуку просто не везет. Он постоянно пытается найти инвесторов, но пока не получается. В таких условиях единственный аргумент «против», которым Ференчук поделился с «Бизнес-журналом», — опасность прихода ненадежного инвестора: «К сожалению, до сих пор нередки случаи, когда инвестор начинает диктовать условия и правила игры. Его не интересуют твои трудности, отсутствует гибкость, предприниматель находится под давлением инвестора. Кабальные условия лишают его свободы маневров. Поэтому он начинает предельно избирательно подходить к выбору инвесторов, искать вариант только взаимовыгодного, добросовестного партнерства».

Зачем они это делают?

Опросив множество предпринимателей и экспертов рынка слияний и поглощений, «Бизнес–журнал» выделил ряд причин, которые подталкивают собственника к продаже бизнеса:

  • «Непрофильный актив». Предприниматель на заре карьеры создал сеть аптек и сеть булочных. Со временем булочные ему надоели, да и аптеки оказались более перспективными и доходными, а на их более масштабное развитие нужны деньги. Вот булочные и продаются.
  • «Экспансия». Бизнесмен долго развивал свою сеть в регионе. Но его город попал в поле интереса федеральных сетей, конкурировать с которыми на собственные средства не удается. Привлечение инвестора в этом случае может спасти компанию от разорения.
  • «Уперся». Долгое время компания успешно развивалась, но собственник видит, что силы на исходе, средств не хватает. Продажа части компании стратегическому инвестору позволит совершить новый качественный, а не количественный скачок.
  • «Хочется большего». Растущая компания достигла предела на локальном рынке, настала пора идти в другие регионы, а то и в столицу. Привлечение инвестора с опытом и деньгами позволит сделать это максимально эффективно.
  • «Конкуренты поумнели». Две из трех компаний, работающих на локальном рынке, привлекли инвесторов и стали резко уходить в отрыв. Пытаться догонять их своими силами — бессмысленно. Значит, надо следовать их примеру.
  • «Впереди IPO». Компания задумала выйти на биржу, и пора привести себя в порядок. Что ж, финансовый инвестор может предоставить деньги, необходимые для «обеления» бизнеса и приведения его в соответствие с требованиями открытого рынка, а стратегический подскажет, как это сделать.
  • «Все очень плохо». Компания близка к банкротству, что–то не получается. Тем не менее, рынок перспективный, актив хороший, но бизнес все равно катится вниз. Привлечение инвестора позволит либо преодолеть кризис и встать на ноги, либо безубыточно выйти из проекта.
  • «От перемены места жительства». Собственник уезжает в другой город, а для некоторых видов малого и среднего бизнеса ежедневное присутствие владельца является чуть ли не единственным способом поддерживать высокую рентабельность. Продажа контрольного пакета и передача управленческих функций спасет актив от разорения.
  • Привлечь нельзя отказаться

    Еще буквально несколько лет назад словосочетание «продажа бизнеса» вызывало у большинства российских предпринимателей довольно неадекватную реакцию. Повышенный энтузиазм в надежде получить «легкие», «бесплатные» деньги. Боязнь потерять «все, что нажито непосильным трудом». Испуг, вызванный сложностью юридических процедур… Зато сегодня собственники легко оперируют специфическими терминами, обсуждая последние тенденции рынка слияний и поглощений. Кто–то уже получил первый опыт привлечения инвесторов. А те, кто еще не успел, всерьез взвешивают подобную перспективу, оценивают опыт коллег и конкурентов и добровольно наводят порядок в структуре управления своими компаниями, чтобы привлечь не просто инвестора, а инвестора хорошего. Даже те, кто до сих пор вполне успешно развивал бизнес на собственные средства, прикидывают перспективы его частичной продажи. И никакой паники в рядах, в том числе — среди сотрудников.


    стр. 1 | стр. 2 | стр. 3 | Весь текст 

    Автор: Антон Белых. Другие статьи автора


    www.business-magazine.ru

    24-11-2006
    Вклады и инвестиции

    Рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило ООО «Страховая группа «Адмирал» (г. Ростов-на-Дону) рейтинговую оценку А «Высокий уровень надежности». По результатам проведенного аналитиками рейтингового агентства «Эксперт РА» анализа, было выявлено, что структура страхового портфеля компании высоко диверсифицирована и стабильна. Темпы прироста в 2006 г. величины активов (34,7%), собственных средств (14,9%) и страховых взносов (38,6%) значительно пр...
    [20:12   10-01-2008]

    ЭКСПОБАНК выпускает зарплатные карты с уже установленным кредитным лимитом по карте. Теперь держатели зарплатных карт Банка, для которых будет выпущена или перевыпущена карта, автоматически получают кредитный лимит. Лимит устанавливается бесплатно, а его сумма определяется индивидуально в зависимости от размера заработной платы держателя карты.Держатели зарплатных карт ЭКСПОБАНКА могут воспользоваться кредитным лимитом по тарифу "Классик"...
    [20:10   05-10-2007]

    О первых шагах в инвестировании сказано много. Основная проблема многих рекомендаций заключена в том, что дается она людьми, далекими от этих самых первых шагов. Они уже ушли так далеко, что с трудом вспоминают, с чего же на самом деле у них все начиналось. Каков же он, первый эффективный шаг?Не стоит брать деньги под инвестирование в кредитСентябрь по праву можно назвать месяцем начинаний и перемен. Возможно, на подсознательном уровне имен...
    [5:29   18-09-2007]

    ©2007. При полном или частичном копировании материалов ссылка на наш сайт обязятельна.