Антон Белых
11 апреля 2006 года.
Собственники средних и малых предприятий в России не просто смирились с мыслью о том, что бизнес — это товар; они готовы переходить к практическим шагам. Вот тут–то и выясняется, что экономика очень плохо согласуется с психологией. Классические варианты привлечения инвестиций: «хотим, но не можем» и «можем, но не хотим».
«Мы уверены, что наше сотрудничество с иностранным инвестором будет полезным как для обеих сторон, участвующих в сделке, так и для российского рынка недвижимости в целом». Вот так, ни больше ни меньше. Это слова Натальи Коротаевой, коммерческого директора компании «РосЕвроДевелопмент», входящей в консорциум «РосЕвроГрупп». Недавно компания продала 20% акций американскому инвестиционному фонду Moore Capital, причем руководство «РосЕвроДевелопмент» вполне удовлетворено ходом сделки: «Все прошло гладко, никаких трудностей по ходу не возникло». Кроме того, Наталья Коротаева утверждает, что это первый на российском рынке опыт инвестирования в девелоперскую компанию, а не в объект недвижимости.
38% акций «Национальной логистической компании» недавно отошли двум иностранным инвесторам — Citigroup Venture Capital и DTB. 25% акций продала турфирма «Нева» — покупателем выступил частный фонд прямых инвестиций «Квадрига Капитал Россия II». О готовности продать долю в бизнесе «Бизнес–журналу» заявили в банке «Юниаструм», в розничной сети «Ол!Гут», в турфирме Travel.ru, представители компаний «СХолдинг», InfoWatch и многих других.
Горячая тема |
|
23.10
5 октября Владимир Путин поставил перед Правительством РФ, силовыми структурами и региональными властями задачу навести порядок на российских оптовых...
|
Еще несколько лет назад во многих сегментах российского рынка, где тон задавали частные, в самом что ни на есть прямом смысле слова, компании, информация о том, что кто–то из игроков рискнул поделиться долей в бизнесе с инвестором (финансовым, стратегическим — неважно), как правило, вызывала бурные пересуды. Но сегодня все иначе. Появление инвестора становится если и не рядовым, то уж, по крайней мере, совершенно не уникальным событием. Еще один из инструментов развития бизнеса, только и всего! При этом аналитики уверены, что столичная мода на инвестиции в скором времени должна перекинуться и на регионы. «Российский бизнес развивается высокими темпами, активизируется и работа с инвесторами, в том числе с зарубежными», — говорит заместитель председателя «Деловой России», президент АО «Томмаркет» Денис Молотков.
Не продается
— Мне не нужны инвесторы. Понимаете, не нужны! Клиенты ко мне и так идут, — говорил недавно на крупнейшей мировой выставке достижений информационных технологий CeBIT (Ганновер, Германия) Евгений Касперский. Позвольте, а как же рост, динамика развития, глобальные амбиции, наконец?
— Бизнес «Лаборатории Касперского» всегда приносил прибыль, достаточную для того, чтобы удовлетворить инвестиционные потребности компании, — пояснил «Бизнес–журналу» финансовый директор компании Евгений Буякин.
— Долю в бизнесе на инвестиции я не обмениваю, — не менее определенно высказывается генеральный директор рязанской компании «Фонограф», член правления «ОПОРЫ РОСИИ» Михаил Крылов. Но, позвольте спросить, почему?
Директор и совладелец компании «Камео» Антон Калабин, убежденный противник привлечения инвестиций в любой форме, четко формулирует довольно распространенную позицию: «Выгода инвестора состоит в том, чтобы заработать больше, чем он может получить на процентах. Но какой мне смысл отдавать «больше» ему? Продавать долю в бизнесе можно только в том случае, когда бизнес переоценен (тогда проигрывает инвестор) или когда у собственника есть только идея, и больше ничего — ни предпринимательской компетенции, ни ресурсов. А если ты не обманываешь инвестора, и твой бизнес действительно будет таким успешным, что в него интересно вкладывать, то, выходит, такая корова нужна тебе самому. Проще уж взять кредит, вернуть с процентами, а потом, если требуется, продать 30% бизнеса, но уже по другой цене. Зачем давать инвестиционным банкирам наживаться?»
Внимание: именно здесь проходит первый водораздел между теми, кто готов в обмен на темпы развития и будущие бенефиты поделиться частью своего бизнеса, и теми, кто не пускает инвесторов даже на порог. Ключевое отличие привлечения инвестиций со стороны акционерного, а не заемного капитала состоит в ограниченности и высокой стоимости этого ресурса, — напоминает управляющий директор проекта Mergers.ru Юрий Игнатишин: «При заемном финансировании берете «чужое» и на время. А при продаже доли в бизнесе отдаете «свое» и навсегда».
Впрочем, в этой увлекательной дискуссии о целесообразности привлечения инвестиций не следует забывать о тех предпринимателях, которым пока трудно занять ту или иную позицию по одной простой причине. Они, может быть, и попробовали бы на зуб инвестиционный рубль, да только никто не дает.
Председателю ростовского объединения «Деловой России» Геннадию Ференчуку просто не везет. Он постоянно пытается найти инвесторов, но пока не получается. В таких условиях единственный аргумент «против», которым Ференчук поделился с «Бизнес-журналом», — опасность прихода ненадежного инвестора: «К сожалению, до сих пор нередки случаи, когда инвестор начинает диктовать условия и правила игры. Его не интересуют твои трудности, отсутствует гибкость, предприниматель находится под давлением инвестора. Кабальные условия лишают его свободы маневров. Поэтому он начинает предельно избирательно подходить к выбору инвесторов, искать вариант только взаимовыгодного, добросовестного партнерства».
Зачем они это делают?
Опросив множество предпринимателей и экспертов рынка слияний и поглощений, «Бизнес–журнал» выделил ряд причин, которые подталкивают собственника к продаже бизнеса:
«Непрофильный актив». Предприниматель на заре карьеры создал сеть аптек и сеть булочных. Со временем булочные ему надоели, да и аптеки оказались более перспективными и доходными, а на их более масштабное развитие нужны деньги. Вот булочные и продаются.
«Экспансия». Бизнесмен долго развивал свою сеть в регионе. Но его город попал в поле интереса федеральных сетей, конкурировать с которыми на собственные средства не удается. Привлечение инвестора в этом случае может спасти компанию от разорения.
«Уперся». Долгое время компания успешно развивалась, но собственник видит, что силы на исходе, средств не хватает. Продажа части компании стратегическому инвестору позволит совершить новый качественный, а не количественный скачок.
«Хочется большего». Растущая компания достигла предела на локальном рынке, настала пора идти в другие регионы, а то и в столицу. Привлечение инвестора с опытом и деньгами позволит сделать это максимально эффективно.
«Конкуренты поумнели». Две из трех компаний, работающих на локальном рынке, привлекли инвесторов и стали резко уходить в отрыв. Пытаться догонять их своими силами — бессмысленно. Значит, надо следовать их примеру.
«Впереди IPO». Компания задумала выйти на биржу, и пора привести себя в порядок. Что ж, финансовый инвестор может предоставить деньги, необходимые для «обеления» бизнеса и приведения его в соответствие с требованиями открытого рынка, а стратегический подскажет, как это сделать.
«Все очень плохо». Компания близка к банкротству, что–то не получается. Тем не менее, рынок перспективный, актив хороший, но бизнес все равно катится вниз. Привлечение инвестора позволит либо преодолеть кризис и встать на ноги, либо безубыточно выйти из проекта.
«От перемены места жительства». Собственник уезжает в другой город, а для некоторых видов малого и среднего бизнеса ежедневное присутствие владельца является чуть ли не единственным способом поддерживать высокую рентабельность. Продажа контрольного пакета и передача управленческих функций спасет актив от разорения.
Привлечь нельзя отказаться
Еще буквально несколько лет назад словосочетание «продажа бизнеса» вызывало у большинства российских предпринимателей довольно неадекватную реакцию. Повышенный энтузиазм в надежде получить «легкие», «бесплатные» деньги. Боязнь потерять «все, что нажито непосильным трудом». Испуг, вызванный сложностью юридических процедур… Зато сегодня собственники легко оперируют специфическими терминами, обсуждая последние тенденции рынка слияний и поглощений. Кто–то уже получил первый опыт привлечения инвесторов. А те, кто еще не успел, всерьез взвешивают подобную перспективу, оценивают опыт коллег и конкурентов и добровольно наводят порядок в структуре управления своими компаниями, чтобы привлечь не просто инвестора, а инвестора хорошего. Даже те, кто до сих пор вполне успешно развивал бизнес на собственные средства, прикидывают перспективы его частичной продажи. И никакой паники в рядах, в том числе — среди сотрудников.
стр. 1 | стр. 2 | стр. 3 | Весь текст
Автор:
Антон Белых. Другие статьи автора
www.business-magazine.ru
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило ООО «Страховая группа «Адмирал» (г. Ростов-на-Дону) рейтинговую оценку А «Высокий уровень надежности». По результатам проведенного аналитиками рейтингового агентства «Эксперт РА» анализа, было выявлено, что структура страхового портфеля компании высоко диверсифицирована и стабильна. Темпы прироста в 2006 г. величины активов (34,7%), собственных средств (14,9%) и страховых взносов (38,6%) значительно пр...
ЭКСПОБАНК выпускает зарплатные карты с уже установленным кредитным лимитом по карте. Теперь держатели зарплатных карт Банка, для которых будет выпущена или перевыпущена карта, автоматически получают кредитный лимит. Лимит устанавливается бесплатно, а его сумма определяется индивидуально в зависимости от размера заработной платы держателя карты.Держатели зарплатных карт ЭКСПОБАНКА могут воспользоваться кредитным лимитом по тарифу "Классик"...
О первых шагах в инвестировании сказано много. Основная проблема многих рекомендаций заключена в том, что дается она людьми, далекими от этих самых первых шагов. Они уже ушли так далеко, что с трудом вспоминают, с чего же на самом деле у них все начиналось. Каков же он, первый эффективный шаг?Не стоит брать деньги под инвестирование в кредитСентябрь по праву можно назвать месяцем начинаний и перемен. Возможно, на подсознательном уровне имен...