На главную
Логово Мазая

Вероника Пермякова
28 июля 2006 года.

Это что-то новенькое

Правительство Москвы объявило войну «зайцам». Все началось с распоряжения мэра Москвы от 4 ноября 2000 года. В нем говорилось о введении «электронного кондуктора» в наземный городской транспорт, для борьбы с безбилетниками. Проект получил название АСКП – автоматическая система контроля пассажиропотока. Сперва москвичи увидели изображение перечеркнутого зайца на крыльях автотранспорта и нервно сглотнули. Затем привычную женщину-кондуктора заменил пока неработающий агрегат у передней двери. Спустя некоторое время механический монстр заработал. В первые дни с ним рядом была все та же женщина-кондуктор, которая объясняла, как АСКП пользоваться. Но вскоре не стало и ее, и москвичи остались один на один с равнодушным к ним механизмом.

Со стороны кажется, что нововведение полностью оправдало себя: увеличились сборы проездной платы, резко снизилось количество безбилетных проездов и магнитные карты оказались гораздо удобнее в использовании, чем бумажные талоны и компостеры, требующие применения силы.

Ответная реакция

На деле все оказалось не так просто.
 
«У нас в Солнцево «электронные кондукторы» появились раньше, чем в остальных районах. Никто не знал, что с ними делать и получили мы по полной программе. Огромные толпы, автобусы стояли по полчаса, было нереально втиснуться в дверь и быстро пройти. Из-за этого все опаздывали, а начальнику на работе не объяснишь, что это из-за нового кондуктора», — жалуется житель района Борис.

Многих москвичей электронный кондуктор озадачил не на шутку, так как войти можно только через переднюю дверь. Это вызывает недовольство граждан из-за давки перед входом в автобус. Со временем пассажиры умерили свой пыл, но длинная очередь по-прежнему вызывает задержки. А так как в те двери, через которые осуществляется выход пассажиров, снаружи пытаются прорваться желающие запрыгнуть в автобус, то и у покидающих салон возникают дополнительные помехи.

«Я считаю, что в цивилизованных странах такого быть не должно. Вот я, например, молодая мать и с коляской теперь войти невозможно. Среднюю дверь водитель не всегда откроет. А если войти все-таки удается, то я вынуждена протискиваться через толпу, чтобы оплатить проезд. Это безобразие! У меня ребенок в коляске или на руках. Это очень неудобно. Сделано не от большого ума», — возмущается Ирина из ЗАО.


Москвичи наверняка были свидетелями того, как люди с ограниченными возможностями с трудом могут воспользоваться АСКП. Пенсионеры и льготники вынуждены снова отстаивать право на безбилетный проезд. А пассажирам с громоздким багажом и детьми до 6 лет приходится приспосабливаться к неудобной для них системе контроля. Поток возмущений не иссякает. В электронной книге жалоб Мосгортранса звучат одни и те же протесты, с которыми отсылают на различные телефонные номера или вежливо отвечают, что ошибки будут исправляться.

Мэр Москвы Юрий Лужков согласен с недовольством граждан и обещает заменить сегодняшние турникеты  более удобными. Сколько будет стоить установка  улучшенных АСКП, до сих пор не ясно. А пока правительство планирует снабдить «электронным кондуктором» все маршруты городского наземного транспорта.

Цена проблемы

Правительство выделило на установку АСКП более 40 млн. долларов. Кругленькая сумма стала понемногу окупаться, поскольку половина пассажиров все же оплачивает свой проезд — таков экономический показатель. Напомним, что инициатором установки АСКП было правительство Москвы, которое выпустило соответствующее постановление. Полагают, что АСКП полностью исключает безбилетный проезд. В связи с этим, дополнительный доход Мосгортранса на конец 2005 года составил 734, 5 млн. рублей.

До 2009 года правительство Москвы планирует выделить около 3 млрд. рублей на обновление наземного транспорта. И ту прибыль, которую приносят АСКП, планируется использовать на увеличение числа пунктов продажи проездных билетов. К тому же, «электронные кондукторы», заменившие собой живых, помогут существенно сократить дотацию из городского бюджета.
 
Создатели

Разработчиком АСКП является компания «Солярус». А само оборудование поставляет компания «Смартек». Собственно говоря, оба этих юридических лица представляют собой разные отделы одной организации — «Группа Смарт Технологий». Главной целью внедрения АСКП разработчики считают «проверку технического и технологического решения, которое позволит повысить уровень обслуживания пассажиров». Компания-производитель говорит также о том, что результаты превзошли все ожидания: автоматизированная система оплаты проезда помогает поддерживать порядок в автотранспорте.

                                                                                                                   
«Переход на новую систему оплаты и эксплуатации автобусов с турникетами не вызвали никаких проблем. Автобусы заполнены без давки. Турникет стоит, а пассажиры не висят на подножках», — таково мнение фирмы-разработчика АСКП о результатах его использования.

О положительной стороне «электронного кондуктора» говорят водители и некоторые пассажиры.

«Любой труд должен быть оплачен. Очень хорошо, что, наконец, наше государство взялось за борьбу с «зайцами», а привыкнуть можно ко всему. У меня есть расписание — я ему следую, а пассажиры должны оплачивать проезд», — Петр, водитель автобуса № 732 в ЗАО.

«Появилась дисциплина. Все люди культурно выстраиваются в очередь перед входом в автобус. Никто никого не пихает», — пассажир Анна, студентка МПГУ.

Государственные власти спешат с благоустройством транспорта, чтобы подобных отзывов стало больше. Для удобства москвичей были выпущены в продажу бесконтактные смарт–карты и магнитные билеты, аналогичные тем, что продаются в метрополитене, на одну, две, пять, десять, двадцать и более поездок.

Товарищи по несчастью

Первая АСКП в России появилась в Мурманске в начале 1998 года. Сначала система размещалась в автобусах одной частной компании, которая прекратила свое существование после дефолта. После этого АСКП стала известна в Зеленограде, где и стартовал проект по переходу на «электронные кондукторы». В Санкт–Петербурге АСКП пока существует лишь на некоторых маршрутах. Проблемы те же. К ним можно добавить лишь установленную, но неработающую АСКП и, как результат, сбор денег за проезд водителем с пассажиров — такое иногда происходит в российской глубинке.

Ближайшее будущее

Тем не менее, достаточное число граждан продолжает возмущаться и негодовать. Поэтому вполне вероятно, что «электронный кондуктор» будет несколько усовершенствован, что подтвердил недавно мэр Москвы. А для пущего облегчения ситуации с посадкой в автобусы в Москве будет создана сеть пересадочных узлов или станций между метрополитеном и городским автотранспортом. Строительство первого узла ведется у станции метро «Планерная».                      

АСКП стала одним их самых громких и спорных нововведений. Ей еще предстоят доработки, а москвичей ждет немало сюрпризов на этом поприще, что уже стало поводом для шуток и анекдотов. Так «электронный кондуктор» получил названия «дурникета» или «логово Мазая». Хитроумные «антизаичьи» изобретения, которые используются с  успехом, например, в США и Европе, пока не хотят приживаться в России. Здесь их окружают скандалы и успокоительные слова властей, от которых ждут реального изменения ситуации. 

Автор: Вероника Пермякова. Другие статьи автора


www.business-magazine.ru

09-08-2006
Новости бизнеса

LG Electronics объявила о неаудированных консолидированных финансовых результатах за трехмесячный период, закончившийся 31 декабря 2007 г.  Продажи в четвертом квартале 2007 года выросли на 12% в годовом исчислении – до KRW 10,91 триллионов ($11,85 миллиардов), а чистая прибыль в расчете на материнскую компанию достигла KRW 621 миллиарда ($674 миллиона). Операционная прибыль составила KRW 381 миллиард ($414 миллионов), что обеспечивает ...
[16:28   25-01-2008]

Казанский жировой комбинат, входящий в группу «Нэфис», подал в арбитражный суд Татарстана иск к елабужскому ЗАО «Эссен Продакшн АГ». Как сообщает КоммерсантЪ, истец считает, что елабужцы посягнули на казанское изобретение – майонез с использованием перепелиных яиц.  В «Эссен Продакшн» иск не признают, ссылаясь на то, что производят майонез по собственной рецептуре, и считают, что конкурент начал тяжбы в суде, намереваясь моноп...
[12:45   22-11-2007]

16.11.2007 Фото: с сайта frillr.com Источник: Лента.руФранцузская компания PPR, которой принадлежит бренд Gucci, взяла на работу Клод Ширак (Claude Chirac), дочь бывшего президента Франции Жака Ширака. Она займет пост директора по коммуникациям, сообщает Reuters. Клод Ширак работала в штабе своего отца на выборах 1995 года и в течение 12 лет в его администрации, когда Ширак был президентом Франции. Пресса, по свидетельству издания Fas...
[20:40   19-11-2007]

©2007. При полном или частичном копировании материалов ссылка на наш сайт обязятельна.